Автор: Konstantin_K Тема: Изготовление плат с помощью фоторезиста  (Прочитано 37995 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Konstantin_K

  • Универсалы
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 128
  • Карма: +8/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 39
  • Место жительства: Харьков
Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #-1 : 01 Апрель 2013, 04:19:48 »
Если вспомнить те времена когда приходилось рисовать вручную, а потом пол дня исправлять резаком потеки лака, то можно сказать что сейчас платы рисуются почти сами.  :D

Фоторезистом пользуюсь ПФ-ВЩ сухой пленочный, негативный, производство г. Орел. Он у меня просрочен почти на 2 года, поэтому прикатываю ламинатором, все равно есть проблемы с прилипанием к текстолиту, это его основной недостаток.
Фотошаблон печатаю на пленке LOMOND LAZER FILM, лазерный принтер SAMSUNG CLP-315.
  • Начал делать
  • Механики

Оффлайн gktuning

  • Электронщики
  • Освоившийся
  • *
  • Сообщений: 81
  • Карма: +1/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 58
  • Место жительства: г. Одесса
Re: Re: Простой сервоконтроллер
« : 01 Апрель 2013, 16:53:41 »
Знакомая история, у меня то-же был аналогичный и изрядно древний. Когда закончился, попробовал лак Positiv 20, в аэрозольной упаковке - очень понравился! Проявляется слабым -7% - раствором каустика. Фотошаблон позитивный, пленка - тот-же Lomond.

P.S. А времена ручного рисования вспоминаю, как страшный сон, но с большой долей ностальгии. Сижу на рабочем месте, рисую плату для домашнего УМ ЗЧ, заходит начальник, так вместо того, чтоб раздолбать, чуть по голове не гладит - молодец, говорит, самообразованием занимаешься.
  • Начал делать
  • Электронщики

Оффлайн s13

  • Разработчики
  • Старожил
  • *******
  • Сообщений: 321
  • Карма: +12/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 43
  • Место жительства: Саратовская обл.
Re: Re: Простой сервоконтроллер
« Ответ #1 : 01 Апрель 2013, 17:13:57 »
Тоже ПФ-ВЩ пленочный использую, мочу плату водой (чтоб вода стояла) и прикатываю резиновым роликом, чтоб вода вся вышла. Потом утюжком (до 100град.) приглаживаю. Держится отлично, попробуй с водичкой.
  • Да
  • Электронщики

Оффлайн gktuning

  • Электронщики
  • Освоившийся
  • *
  • Сообщений: 81
  • Карма: +1/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 58
  • Место жительства: г. Одесса
Re: Re: Простой сервоконтроллер
« Ответ #2 : 26 Апрель 2013, 16:51:46 »
Да потеряйте этот ЛУТ раз и на всегда! Работать с фоторезистом проще и надежней!
Игры с ЛУТ, по принципу "А вдруг получится" в итоге занимают больше времени и без гарантии качества! Простейший фоторезист в виде лака в аэрозольной упаковке Positiv 20, нанесли на обезжиренный текстолит, оставили высыхать в любой коробке, что б свет не попадал и наследующий день работайте. У меня это выглядит так - В пятницу перед уходом на работу потратил 15 - 20 минут, что б "покрасить" заготовку, на выходные положил "фотошаблон", распечатанный на прозрачной пленке для лазерных принтеров, засветил минут 5 (зависит от мощности лампы) ультрафиолетовой лампой, проявил в 7% растворе каустика и вытравил.
Или пленочный фоторезист - чуть-чуть сложнее, нужен еще резиновый валик и ламинатор для нанесения, в остальном процесс тот же, из плюсов - можно работать сразу после нанесения.
Если выберете какой-то способ, пишите расшифруем технологию поподробней.
А односторонний вариант платы я выкладывал, для Ваших движков пойдет. Вариант Кости рассчитан на питание от сети без трансформатора мощных серваков. Этим обусловлена изоляция силовой части и применение датчика тока вместо резистора. В вашем случае он излишний. Если подождете недельку (может меньше), выложу последний вариант с немного доработанной токовой защитой по входам SD.
А ЛУТ(ом) Вы эти платы замахаетесь делать! (Даже односторонние)
  • Начал делать
  • Электронщики

Оффлайн P_M_Ch

  • Электронщики
  • Освоившийся
  • *
  • Сообщений: 81
  • Карма: +0/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 57
  • Место жительства: РБ, г.Гродно
Re: Re: Простой сервоконтроллер
« Ответ #3 : 26 Апрель 2013, 20:00:25 »
 Да, с ЛУТом конечно не есть хорошо. Для изготоаления печатных плат, правда односторонних, я использовал еще один способ, получалось очень не плохо. Изображение печатал лазерником на термохимической бумаге для факсов на стороне термопечати. Потом хорошо очищенную заготовку платы обильно смачивал уайт-спиритом, бумагу тоже, затем накладывал рисунок на заготовку, в полиэтиленовый пакет и на сутки под пресс. Потом в горячую воду на пару минут и бумага сама отходит от заготовки, причем практически весь тонер с бумаги переносится на заготовку, на бумаге только след остается от изображения. Покрытие, правда, не очень-то и прочное, но если обращаться аккуратно, то дорожки шириной в 0.2мм - не предел. Так теперь мне беда - своего лазерника нет, а на работе такие, что с их помощью можно только дорожки шириной в см печатать, да и то без гарантии, что что-нибудь получится.
  Когда-то в сети видел как народ с помощью струйников наносит рисунок на фольгу, и достаточно успешно. Сейчас пишу, а сам на свой Canon поглядываю, может и мне попробовать его приспособить для печати плат? Все равно практически не использую после того, как чернила в картриджах закончились. Заправить то я его заправил, но фотографии печатать уже не возможно.
  Мне бы схему под мои движки, может быть даже вместо IR + MOSFET использовать L298N(есть несколько штук в наличии) с параллельным включением обоих мостов, тогда ток ч-з мосты может достигать 4-х ампер(если я все правильно понимаю) и входа разрешения работы мостов имеются(INH1, INH2). А, если при этом еще и убрать оптоизолятор и датчик тока, а, заодно и остальные оптроны, поскольку токи и напряжения будут значительно ниже, стало быть и амплитуда импульса помехи, то и вовсе бюджетный контроллер получится. Можно уложится в 12-13$(по нашим ценам) без учета стоимости движков и энкодеров.
  Я через e-kit.by заказал AtMega88 в TQFP-32 корпусах и встал вопрос: а какую прошивку для них использовать из уже существующих или надо что-то переделывать? ???
  • Да
  • Ни к какой

Оффлайн Ermak Александр Владимирович

  • Спонсоры
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 728
  • Карма: +3/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 57
  • Место жительства: Новосибирск
Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #4 : 11 Январь 2014, 16:51:18 »
Замучился с вами спорить.

Буду тогда вас про технологию пытать.

Как понимаю нам нужен фоторезист и ламинатор.

Вот нашел
Фоторезист http://www.aliexpress.com/item/20x-Negative-Dry-Film-Photoresist-Sheets-6x8-A5-for-DIY-PCB-Prototype/863350261.html
И ламинатор http://www.aliexpress.com/item/A4-Pouch-Laminator-film-Laminator/556760553.html
Еще и китайку посадили завлекать.


Подойдет? С ламинтором не вижу у него регулировки температуры и регулировки толщины между роликами, плату прокатает?
Какую пленку лучше брать под лазерник? Вы ещё диски энкодера делаете, какую для него?

Далее как понимаю нужна уф лампа. Есть у меня такая мощная для загара, сколько минут придется ей засвечивать?

Учите спецы.;)
  • Да
  • Универсалы
Здоровья вам и долгих лет жизни! Вельма понеже.

Оффлайн Ermak Александр Владимирович

  • Спонсоры
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 728
  • Карма: +3/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 57
  • Место жительства: Новосибирск
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #5 : 12 Январь 2014, 10:44:08 »
Ну вот. Тишина. Походу все перешли на ЛУТ.
  • Да
  • Универсалы
Здоровья вам и долгих лет жизни! Вельма понеже.

Оффлайн Konstantin_K

  • Универсалы
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 128
  • Карма: +8/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 39
  • Место жительства: Харьков
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #6 : 13 Январь 2014, 03:12:36 »
По применению пленочного фоторезиста, информации в сети предостаточно, все равно повторюсь и опишу свой техпроцесс изготовления ПП.
Необходимые инструменты:

Ламинатор, я использую FGK-260, он имеет 4 вала (2 горячих и 2 холодных), регулировку температуры (катаю на 140-ка градусах) и способен прокатывать 1.5мм текстолит.

УФ лампа и кусок стекла, для прижима фотошаблона (я использую лампу Delux EBT-01 26W и специально изготовленный держатель, смотрите на фото).

Ну и всякие мелочи, резиновый фото-валик, пинцет с острыми краями, емкость для проявки.

Необходимые материалы:
Фоторезист, сейчас я перешел на RISTON-215, это негативный сухой пленочный фоторезист, водно-щелочного проявления. Пр-во DuPont Photopolymer.
Пленка для лазерных принтеров, для печати фотошаблона, я применяю LOMOND LAZER FILM.
Сода кальцинированная, для проявки фоторезиста, 1 чайная ложка на стакан теплой воды.
Едкий натр, крот для чистки канализации, желательно жидкий, применяется для удаления фоторезиста после травления.

Сам процесс:   Печатаем фотошаблон (печатать надо зеркально и с инверсией)
Готовим текстолит, зачищаем нулевкой и промываем мыльным раствором, при помощи кисточки или кусочка намыленной ткани. Дальнейший контакт поверхности меди с пальцами, не допустим.

Берем плоскую, не глубокую емкость с водой и погружаем в нее подготовленный текстолит, далее отрезаем фоторезист по размерам текстолита (это можно делать при рассеянном освещении), при помощи острого пинцета, подцепляем и снимаем полиэтиленовую защитную пленку с фоторезиста, располагаем пленку на поверхности воды с подготовленным текстолитом, выгоняем все пузырьки воздуха из под пленки, погружаем пленку до контакта с текстолитом, разглаживаем пальцами выгоняем воду из под пленки, достаем из емкости и прокатываем фото-валиком (чтобы выгнать остаток воды), если плата двухсторонняя, то погружаем снова в воду и клеим вторую сторону.
Далее помещаем в конверт (я использую сложенный вдвое лист бумаги) прокатываем в ламинаторе пока не высохнет и несколько раз контрольных.

Экспонирование и проявка:   Располагаем заготовку под УФ лампой на расстоянии 150мм, фотошаблон располагаем напечатанной стороной к текстолиту, и сверху придавливаем стеклом 4мм (для равномерного прилегания фотошаблона), включаем лампу на 2 минуты, если плата двухсторонняя, повторяем со второй стороны.

Для совмещения (верх и низ) в двухсторонних платах я использую заранее изготовленный конверт из фотошаблонов. Для изготовления этого конверта, берем фотошаблон (верх или низ), располагаем  на ровной белой поверхности напечатанной стороной вверх, на расстоянии 2-3 сантиметров от границ платы, с трех сторон наклеиваем двухсторонний скотч (верхнюю защитную ленту пока не снимаем), сверху располагаем ответный фотошаблон напечатанной стороной вниз, далее совмещаем верх с низом (пленка прозрачная и все отлично видно), после совмещения одной рукой удерживаем от смещения а другой рукой удаляем защитное покрытие с двухстороннего скотча, обрезаем лишние края, мы получили фотошаблон для двухсторонней платы.

Проявка :  отдираем защитную лавсановую пленку и проявляем в растворе кальцинированной соды 1 чайная ложка с горкой на стакан теплой воды, во время проявки можно использовать мягкую кисточку, для ускорения проявки проблемных мест.

Далее промываем водой и травим (я травлю разогретым до 70 градусов раствором хлорного железа), после травления, очищаем плату от фоторезиста  раствором едкого натра (крот для чистки канализации).

P.S.  Хотя все и кажется сложным, при некотором опыте, весь процесс занимает не более 20-ти минут.  ;)
  • Начал делать
  • Механики

Оффлайн As Александр Иванович

  • Основатель
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 670
  • Карма: +6/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 55
  • Место жительства: Новосибирск
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #7 : 13 Январь 2014, 10:09:06 »
Видеоурок ещё нашел
Фоторезист видеоурок

Изготовление печатных плат ,пленочный фоторезист
  • Нет
  • Софтовая

Оффлайн Ermak Александр Владимирович

  • Спонсоры
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 728
  • Карма: +3/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 57
  • Место жительства: Новосибирск
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #8 : 13 Январь 2014, 17:50:39 »
Konstantin_K

Благодарю, отличная инфа, даже на статью потянет.
Теперь благодаря вам, я знаю что мне нужно.

Ламинатор вчера заказал такой как вы указали у китайцев за 40$, так сегодня написали что нет в наличии, теперь жду когда деньги обратно вернут.
Придется у нас в городе поискать. А для начала, можно без него обойтись или качество плат будет сильно страдать?
  • Да
  • Универсалы
Здоровья вам и долгих лет жизни! Вельма понеже.

Оффлайн Konstantin_K

  • Универсалы
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 128
  • Карма: +8/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 39
  • Место жительства: Харьков
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #9 : 13 Январь 2014, 22:24:36 »
А для начала, можно без него обойтись или качество плат будет сильно страдать?

Александр Владимирович, можно вообще без ламинатора, если использовать жидкий фоторезист в аэрозольном баллоне, например POSITIV 20, я его не применял, но технология почти как у пленочного, только вместо наклейки пленки, Вы просто задуваете им плату.
Почему я его не применял, причин несколько: долго сохнет и он позитивный, то есть засвеченные участки смываются при проявке, из за этого нужен более контрастный фотошаблон, а мой лазерник его сделать не может.

Возможно для Вас этот вариант будет более приемлем, нет смысла покупать ламинатор, чтобы изготовить несколько плат.  ;)
 
  • Начал делать
  • Механики

Оффлайн As Александр Иванович

  • Основатель
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 670
  • Карма: +6/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 55
  • Место жительства: Новосибирск
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #10 : 13 Январь 2014, 22:35:23 »
Как раз мужик на втором видео, без ламинатора обходится, с пленочным.
Изобретательный у нас народ.
  • Нет
  • Софтовая

Оффлайн Konstantin_K

  • Универсалы
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 128
  • Карма: +8/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 39
  • Место жительства: Харьков
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #11 : 13 Январь 2014, 23:42:19 »
Согласен, на втором видео, техпроцесс более реальный, но все зависит от фоторезиста, один пролипает не отдиреш, а другой даже после ламинатора отваливается.
Но плата у него очень простая, с толстыми дорожками, для более сложных плат, без ламинатора не обойтись.

P.S. Каждый приспосабливает технологию под свои материалы и оборудование.  :)
  • Начал делать
  • Механики

Оффлайн Ermak Александр Владимирович

  • Спонсоры
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 728
  • Карма: +3/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 57
  • Место жительства: Новосибирск
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #12 : 14 Январь 2014, 12:04:23 »
Konstantin_K

Благодарю конечно за советы. Но пока прикинул свои силы, не готов ещё к фоторезисту. Хочу попробывать все же на ЛУТ плату односторонку от gktuning.
  • Да
  • Универсалы
Здоровья вам и долгих лет жизни! Вельма понеже.

Оффлайн aegis

  • Станочники
  • Освоившийся
  • *
  • Сообщений: 61
  • Карма: +0/-0

  • Активность
    0%
  • Возраст: 33
  • Место жительства: Украина, г.Конотоп
Re: Изготовление плат с помощью фоторезиста
« Ответ #13 : 02 Март 2014, 19:58:45 »
Не понял что у них там за лампы используются?
ультрафиолет обычно
  • Да
  • Универсалы

 

Рейтинг@Mail.ru